Выставка «Очарованная душа...»

В Костюковичском краеведческом музее проходит выставка работ Бархаткова Антона Стефановича "Очарованная душа…".

 

Антон Стефанович Бархатков
(4 декабря 1917 – 2001 гг.)

Принадлежит к той группе белорусских художников, которые начинали свою творческую деятельность еще до Великой Отечественной войны, обучались на лучших традициях русской реалистической живописи, а потом руководили ими в своем творчестве.

Картины Антона Стефановича трогают своей теплотой, любовью к Родине. Немногословные, неброские по-форме, необыкновенно правдивые и доходчивые, они всегда собирают вокруг себя многочисленных сторонников реалистического искусства.

Родился А.С. Бархатков в 1917 г., в деревне Щегловка, Костюковичского района, в крестьянской семье. Его детство прошло в бедности и нужде. Здесь, среди полей и лесов, которыми так богата Могилевщина, и пришла любовь мальчика к родной природе. Эти первые впечатления остались на всю жизнь и определили судьбу будущего художника. Как и все дети Антон мечтал учиться. Он поступает в Москву на рабфак им. К. Либкнехта. Но юноша все время мечтал об искусстве. Поэтому годы учебы были недолгими. Вскорости он поступает в Московское художественно-педагогическое училище памяти 1905г. За годы учебы в училище Бархаткову очень повезло – его первыми учителями были выдающиеся русские живописцы П.И.Петровичев, М.В.Крымов. В 1940 г. учеба была закончена. Его ждала служба в армии. Но служба в армии не прервала занятия живописью. В свободное время пишет пейзажи, портреты своих товарищей, принимает активное участие в армейских художественных выставках, которые проходили в Харькове и Москве.

1941г. Начало войны. Боевыми дорогами прошел Антон Стефанович по Украине, Белоруссии, принимал участие в подрывных операциях.

Несмотря на тяжелое время, художественная жизнь в республике не замирает. В залах Третьяковской галереи была открыта художественная выставка, посвященная 25-летию создания БССР. Заботы об организации выставки сблизили Бархаткова со многими белорусскими живописцами, скульпторами. Там же Бархатков познакомился с чувственным художником В.К.Белыницким-Бирулем, позже знакомство переросло в дружбу на долгие годы.

В 1944 году осенью художник приезжает в разрушенный Минск, где работает заведующим художественного отдела музея истории великой Отечественной воины, но он мечтал о дальнейшей учебе. Мечта его исполнилась, он поступает в институт им. В.И.Сурикова в Москве. Его учителями в институте были знаменитые художники – С.В.Герасимов, Фаворская В.У., Д.К. Мочульский.

Здесь он активно занимается пропагандой художественного искусства, много времени уделяет творческой работе.

После окончания института Бархатков работает в художественном фонде Белоруссии, участвует в республиканских художественных выставках.

1957 год для Бархаткова был запоминающий. В этом году он стал членом Союза художников БССР.

Творчество Бархаткова разноплановое. Это и пейзажи, и натюрморты и портретная живопись.

Художник не мыслит свою творческую деятельность в отрыве от родной природы. Очень любил писать образы сельских жителей, сельскую жизнь. На эту тему родились такие полотна: «Осенняя пахота» 1975г., «Убранное поле» 1975г., «На осенних полях» 1968 г., «Июль на колхозных полях».

Картины притягивают посетителей своей правдивостью, неподдельным вниманием к простым людям, трудовой колхозной деревни.

Картина Антона Стефановича «На озере Сенеж» 1969 г. проникнута большой любовью к родине. Озеро Сенеж, где довелось художнику работать в летнее месяцы встретила, Бархаткова настороженно. Летняя жара уже спала, солнце зашло за горизонт, и на небе явился месяц, который своим голубым светом закрасил все вокруг. Его выщербленный осколок отразился в воде. Воздух наполнился звоном птиц, небо закрасилось в теплый цвет. Такие моменты в природе любил замечать Антон Стефанович, они трогали его сердце своим лиризмом, чувством спокойствия отходящей на ночь жизни.

Но не только пейзажи интересуют художника. В 70-ых годах он написал несколько натюрмортов. Это такие его работы как «Грибы», «Белая Сирень» 1972 г. Художника увлекает живой натюрморт, неотделенный от живой природы.

Настроением радостного весеннего дня проникнут пейзаж «Цветущий сад» 1976 г. Цветение яблонь, всегда притягивало внимание художников. Ведь именно в этот период особенно ярко раскрываются возможности живописной палитры. Зелень на деревьях еще не набрала свой отличителый цвет, который нельзя с чем-нибудь сравнить, и который не с чем не может сравнится.

Антон Стефанович писал пейзажи, увлекался самыми разными мотивами: деревья в золотом наряде осени, голубые белорусские озера, розовый закат.

Глядя на его картины чувствуется, что художник любит свой край и в ясный летний день, и в дождливую осень, и в то время, когда начинают перезвон первые весенние ручейки, и тогда, когда природа спит под покрывалом снега. Художник любит бродить по полях и лесах Беларуси, искать мотивы для своих полотен, чтобы увековечить эту красоту и донести ее до каждого, кто любит родную природу, родную Беларусь.

Встреча с полотнами А.С.Бархаткова – настоящий праздник для каждого, кто любит реалистическое искусство, которое дарит счастье людям.

297